Как учить дислексиков

191
Сейчас достаточно часто ко мне обращаются родители с просьбой проконсультировать о том, что делать с ребенком-дислексиком. Как учить? Как совладать со школой? Как помочь ребенку? И сейчас к этим просьбам добавились просьбы учителей о помощи. Понимаю, что назрела тема для статьи.

Начну со своей истории

Моя старшая дочь Дарья – дислексик. Я очень хорошо понимаю родителей, которые не могут понять, почему ребенок не читает, как его ровесники. Не отличает одну букву от другой. Почему впадает в панику от слов «Какая это цифра?». Слишком хорошо знаю, что такое учиться такому ребенку в нашей школе, в которой нужно читать, писать, переписывать, списывать и писать под диктовку. Знаю, что такое объяснять учителям, почему ваш ребенок не может написать нормально диктант. Имею дивный опыт объяснения школьному психологу, почему у моего ребенка уровень интеллектуального развития ниже нормы после того, как попросила бланк методики, в котором буквы были шрифтом размера 9. Знаю, сколько боли и страданий на школьном пути. Я прошла этот ад вместе со своей дочерью. Сейчас она взрослая самостоятельная девушка, у которой есть четкое видение мира, любимая работа, муж, собака Мрия и кошка Нюра. Она сильная и независимая, яркая и умная.

Когда-то именно ее проблемы в школе стали один из аргументов пойти учиться на психолога и разобраться в вопросах дислексии и дисграфии. Теперь я помогаю другим родителям и детям справиться с такой особенностью. Расскажу о том, как работаю и на что обращать внимание.

1. Дислексия бывает разная

Есть выученная, есть органическая.

По поводу органической – речь идет об особенностях работы коры головного мозга, а именно той ее части, которая отвечает за восприятие символов – букв и цифр. Что-то сбоит и ребенок не может узнать написанные слова, так как делает это человек в норме. Ведь вы же не читаете, а просто узнаете слова. Думаю, что каждый из вас игрался в такую игру.

Переставьте все буквы, кроме первой и последней, и попросите прочитать слово. В норме вы все равно слово узнаете. У дислексиков все будет сложнее. Они будут читать каждую букву и слушать внутри себя звук. По звуку они узнают слово. Именно на слух опирается дислексик при чтении, потому скорость чтения страдает. Но это не значит, что не умеет читать.

По выученной дислексии картина несколько иная. Слишком часто родители начинают детей учить читать и писать раньше положенного природой. Ребенок к моменту похода в школу уже не заинтересован в чтении и письме как деятельности. И еще первая учительница не стала важным человеком, а лишь тем, который заставляет и добавляет к этим мукам ребенка муки родителей. Ребенок теряет интерес к чтению и письму как деятельности. Мозг немножечко блокирует невостребованные детским любопытством участки. На выходе выглядит так же как и в случае с органической дислексией, но чуть позже, классу к четвертому-пятому.

2. Дислексики читают и пишут

Часто приходят родители и в ужасе произносят, а как же он будет жить? Он же не читает и не пишет! Нет, ребенок читает и пишет, просто по-своему. У него другая скорость, другой темп, свой способ. Да, ему несколько сложнее делать, чем сверстникам без этой особенности. Но когда вы работаете с людьми с ограниченными возможностями, вы же учитываете их тип возможностей? Так и здесь. Дислексики вполне адаптивны и могут работать над собой.

3. Не делайте икону и проблему из дислексии

Это о том, что родители часто сами делают проблему на ровном месте и гордятся диагнозом «дислексия» в карточке. В моей практике был такой случай. Однажды на консультацию пришла очень красивая и молодая женщина, мама мальчишки-школьника и стала говорить, что у мальчика гиперактивность, дислексия, дисграфия и что-то там еще, показывая медицинскую карту и заключения врачей. С ее слов мальчик весьма нездоров и нуждается в помощи. Я согласилась дать свое заключение и рекомендации после диагностики.

Мы с мальчишкой в течении 45 минут читали, считали. Общались о школьных делах и жизни. Он был поглощен процессом и требовал новых заданий, решая математические задачи и легко читая Пушкина то в русском переводе, то в украинском. Надеюсь, вы еще не забыли, что у мальчика диагноз в карточке и какой…

Потом был трудный разговор с мамой. О том, что мальчик здоров и способен самостоятельно справиться со всеми трудностями и радостями, которые возникнут на его пути. С мальчишкой все в порядке. Он талантлив, активен, бодр и может жить так, как хочет. Но его окружение к этому не очень готово. Оно тревожится и ищет болезней. Оправданий каким-то своим действиям.

Не стоит делать из дислексии иконы для поклонения и с гордостью рассказывать знакомым и незнакомым, что у ребенка дислексия.

4. Учить дислексиков нужно с учетом их возможностей

И педагогам, и родителям важно понимать особенности дислексиков. Им трудно быстро прочитать или написать, проверить написанное, дать быстрый ответ по прочитанному. Все, что связанно с письмом и чтением просто требует несколько больше времени. Учитывайте этот аспект и закладывайте больше времени на такие задания. Запаситесь дозой терпения,  тренируйте свою толерантность, выносливость и терпимость в заданиях, связанных с письмом и чтением.

С органическими случаями дислексии нужно обязательно консультироваться с коррекционными педагогами и дефектологами. Важно понимать уровень поражения. Но в целом, если ребенок как-то окончил начальную школу, поражение не настолько значительно, чтобы не выровняться до состояния обыкновенных школьников.

Не зависимо от того, органическая это дислексия или выученная, важно создать атмосферу доверия и понимания с учеником, дать ему возможность увидеть ценность в обучении как деятельности. Войти с ним в учебный диалог, у Сергея Юрьевича Курганова это называется красиво — «ВСТРЕЧА со взрослым, перестающим насильственно укоренять дефект». Вам нужно в любом случае стать таким значимым и авторитетным взрослым, который перестанет закреплять проблему и откроет перед ребенком радость познания в обучении.

Нужно помнить, что у дислексиков весьма хорошо идет компенсация через слуховое восприятие и образное. Они легко хватают информацию в образах и на слух. Вполне хорошо могут говорить и выражать свои мысли. Поэтому важно выбирать задания, которые сделают этих детей успешными в учебе. Выбирайте аудиокниги и видео материалы, учите их выступать публично и отвечать на вопросы, заданные устно. Ведите диалоги о разумном, добром и вечном, развивайте их речь.

У дислексиков есть еще одна особенность,  у них снижена сила воли, им все дается труднее, чем остальным. Они имеют трудности тайм- менеджменте в силу своих особенностей. И не потому что они ленивые, а потому что так устроены. Как нельзя требовать от человека без слуха слышать без слухового аппарата, так и здесь нужно учитывать такую особенность дислексиков. Вам придется специальным образом формировать отношение ко времени и собственной продуктивности у дислексиков.

5. Важно сохранить адекватную самооценку у ребенка

Самое главное  и самое сложное при наличии проблемы с чтением и письмом – это сохранить ребенку самооценку на адекватном уровне. Ребенку важно осознавать дислексию как особенность, которая требует правильного к ней отношения и знания, как существовать в мире с этим. Не нужно превозносить проблему в культ и делать из ребенка больного или неудачника, ленивого или бестолкового, нет никакой проблемы, чтобы читать и писать медленно. Важно знать свои козыря и фишки и уметь компенсировать.

Знаю, как непросто это сделать в окружении людей, нетерпимых к особенностям других людей, но научить без такого подхода практически невозможно. Потому, если окружение вашего ребенка нетолерантно к особенностям, – ищите новое окружение, ищите тех педагогов, которые смогут быть взрослыми, перестающим насильственно укоренять дефект. Кроме этого учите ребенка осознавать свою особенность и уметь отстаивать свое место под солнцем ненасильственными методами.

В заключении скажу, что моей старшей дочери уже в ВУЗе одна преподаватель, после того как студентка вытащила билет и стала читать его, заявила «Ты что читать не умеешь? Что ты возишься?». Моя дочь подняла голову и спокойным голосом сказала «Я – дислексик, у меня с этим есть проблемы». Преподаватель была крайне возмущена и стала кричать, что, кто это такие и почему их в ВУЗ берут. На что девушка с достоинством ответила: «Давайте вы пока погуглите, кто такие дислексики, а я пока почитаю». Моя девочка экзамен сдала. Как сдала ЗНО и все другие экзамены. Она умеет великолепно проходить собеседования и у нее высокооплачиваемая работа в ИТ-сфере. Потому что она точно знает, кто она и что точно умеет делать хорошо.