Можно ли обучать математике в социальных сетях?

1189

Социальные сети на данный момент объявлены корнем зла, хронофагом, бесконечным пожирателем времени, однако современных школьников с большей легкостью можно найти в соцсетях, чем на улице за игрой в футбол. Можно сколько угодно долго клеймить современную молодежь за приверженность он-лайну, однако остановить это безобразие вряд ли получиться. Поэтому вспомним замечательную фразу «Если нельзя запретить, то нужно возглавить».

Именно так решила я, учитель математики у которого не было даже почтового ящике в сети, тройку лет назад, взяла себя в руки и стала работать над освоением интернет пространства. С тех пор много чего изменилось и в моей жизни, и в моей работе. Появился персональный сайт, странички в соцсетях, друзья, которые из виртуального пространства перемещаются в реальное, а реальных друзей теперь проще застать в интернете. Но суть не только в этом.

Для меня, как для учителя, важно было освоить возможности виртуального пространства для обучения. Сегодня существует масса обучающих платформ, программ дистанционного обучения, возможности связи, например, скайп. В англоязычном пространстве есть платформы сходные с социальными сетями, но имеющие задачу обучать.

Русскоязычного или украиноязычного раскрученного массового продукта пока нет. Поэтому самый простой вариант освоить возможности существующих социальных сетей.

Именно исходя из этих соображений, была выбрана соцсеть ВКонтакте, она наиболее массово принята современными школьниками и имеет возможности для расположения в ней обучающих материалов. В ней создана группа «Тренировка по математике «Подготовка к ЗНО», которая существует уже третий год. За это время цели, задачи группы менялись, приходили и уходили участники, в сети появлялись аналогичные группы. Для меня это очень полезный опыт, которым поделюсь с интересующимися.

Вначале идея была очень простой. Попробовать, как создать группу, потом были пробы ее наполнить. Так делают многие, но не все группы выживают, не все группы наполняются, возникают сложности. Через время эта нагрузка по ведению группы начинает надоедать, вы не видите отдачи. Т.е. вы точно знаете, что есть результат — клики, перепосты, количество людей в группе, охват, активность и прочее. Но сомнения начинают одолевать, зачем я трачу на это время.

    Вопрос к себе по поводу группы:

  • • необходимость создания этой группы в соцсети
  • • какие цели вы преследуете? В чем будет ваш результат в будущем?
  • • на что вы готовы ли вы каждый день для группы?
  • • что вы получаете от группы каждый день?

Для меня необходимость была основана на интересе, как это работает. Исходные мотивы чисто познавательные. Хотя я себя убеждала, что это средство привлечения новых заказчиков, новых учеников в группы и т.п. Т.е. причины связанные с прямыми продажами. Скажу сразу, в реальности это не сработало. Ради группы, нужно каждый день находить нечто, что можно выложить и поделиться этим с участниками. Находить время для работы за компьютером и отслеживать динамику группы. Это занимает немного времени, но если это делать каждый день – иногда устаешь.

Моя группа эволюционировала от чисто информативной – картинки-мотиваторы из сети и ссылки интересные сайты, до обучающей. Последнее и есть предметом нашего разговора.

Обучающая группа занимает намного больше времени, чем просто информативная. Нужно быть к этому готовым.

Если вы ставите цель и задачу «обучение», то будьте добры обеспечить :

    • методическое наполнение – условия и решения задач;
    • регулярное наполнение этими материалами;
    • уникальные, т.е. созданные вами картинки, или те, в которые вы хоть что-то внесли своего;
    • сопровождение в ходе решения;
    • поддержку.

В сети есть много групп, которые дают хорошее методическое наполнение – у них есть задачи, но часто кроме 20 брошенных задач и 20 ответов к ним в группе ничего не обнаружить. Вспоминаем особенности возраста аудитории, подростки, школьники, у которых уровень внимания снижен, клиповое сознание и прочее-прочее. Они в сети общаются и просто задания они решать не будут, нужно что-то еще.

Потом такой момент, как регулярность наполнения. Если задач выкладывается более 10 в день, то когда же это решать? Может еще есть дела кроме как сидеть перед компьютером. Тут важен баланс между количеством и качеством решения. Формат сессий , т.е. определенного времени выхода задач в группе, более разумен для распределения усилий участников.

Кроме того, если выложена задача и ответ к ней – этого мало. Вспоминаем, что учебник по математике так и организован, только вот его мало кто решает, сидя на лавочке в парке или в кафе. Участники приходят в сеть за общением, это нужно и обеспечивать. Так в сети ВКонтакте в группе есть возможности выкладывания видеоматериалов, текстов, фотографий, опросов, тем для обсуждения, активных ссылок, комментариев и прочее. Все эти возможности надо использовать для учебных целей.

После каждой задачи или тестового опроса общайтесь с участниками, выясняйте все ли понятно? Если есть вопросы или неверные ответы нельзя оставлять их без внимания. Это сопровождение в решении и часть поддержки. Сопровождение до ответа «теперь все понятно» будет включать не только письменные утверждения, но и картинки, которые вы будете создавать сами в ходе диалога. Схематичные пояснения имеют успех, а главное, на завтра аналогичная задача в группе.

Обращение к тем, кто работал и задавал вопросы обязательно. Все только в позитивном ключе. Это создает лояльность участников к вашей группе, а этого не купить ни за какие деньги. Поддержка создается не только в ходе решения тех или иных задач, это дополнительный бонус для всех участников. Поощряйте общение участников между собой, поддерживайте участников в принятии решений, поощряйте активное поведение. Из моей группы было много обращений в личную почту с вопросами по профориентации и особенностям поступления в ВУЗ.

Ресурс группы – в поддержке и дополнительной мотивации. Поэтому на платформе соцсети ВКонтакте обучение математике считаю возможным. Возможно кто-то возразит, что это поверхностно и серьезных задач не решают, но вспомним, что подготовка к ЗНО рассчитана на всех школьников без исключения. А тренировка в дружественной атмосфере никому никогда не помешает.

Для меня эта группа стала открытием – ребята действительно учатся в соцсети, они умеют выбирать нужные группы, решать задачи, задавать вопросы, работать в таком режиме лучше нас взрослых. Спасибо всем участникам группы «Тренировка по математике «Подготовка к ЗНО» , вы многому меня научили!

Кстати, если у вас есть свой опыт и вы заметили другие интересные закономерности — пишите

группа «Тренировка по математике IT-Univer «ЗНО 2014»

Отзывы о работе тренировок по математике разных лет