Подростки и учебная мотивация

2604

Через форму «Получить консультацию» ко мне обратилась мама ученика одной из харьковских гимназий, 8 класс, возраст 13 лет. Мама пишет, что мальчик не хочет заниматься, нужна помощь и не только по математике.
Не смотря на то, что информации не так уж и много, давайте рассмотрим этот случай поподробнее, поскольку ситуация достаточно типична.
В ситуации есть несколько аспектов, требующих внимания. Основные — это возраст ребенка и мотивация к учебе. Рассмотрим более детально.

Для начала давайте разберемся с возрастными особенностями

 

Возраст 13 лет – это начало подросткового возраста с его гормональными всплесками, активным ростом, экспериментами в общении со сверстниками и взрослыми, стремлением освободиться от опеки родителей, заявка на самостоятельное принятие решений. Родители в этом возрасте для своего чада остаются любимыми и необходимыми, однако кто ж в этом признается?

Постоянно идет борьба за самостоятельность и первенство. Подросток показывает родителям, что он может делать все сам и принимать решения. Понятно, что не все получается, иногда получается лишь делать глупости и неосторожности, но это его собственные ошибки недочеты, за которые нужно научится принимать ответственность. Это важный этап в развитии ребенка. Не только сам делаю, но и сам отвечаю за результаты.

Противостояние воле родителей нормальная часть жизни подростка. Противостояние может быть активным – резкие суждения, открытое демонстративное непослушание. После таких демонстраций родители чувствуют себя униженными, оскорбленными, разбитыми, иногда в таких стычках родители кричат «ты мне больше не сын(дочь)», «ты неблагодарный(ая), я для тебя, а ты» и другие знаменитые фразы, после которых очень трудно восстанавливать общение со своим ребенком. В гневе, а именно гнев вырывается наружу у родителей, принимать достойные решения трудно.

И родителям послевкусие таких скандалов дается тяжело, но не менее тяжело оно и для детей. Подросток любит своих родителей также как и раньше, но испытывает и себя, и их. Этого требует природа. Ребенок должен вырасти покинут родительское гнездо с максимально полезным опытом. Опыт сложных выяснений отношений – очень  важен. Научите своего ребенка прощать, быть великодушным, показывайте ему, что вам больно, помогите ему понять, что после сложных разговоров разрыв не обязателен. Нужно уметь делать шаг навстречу. Никаких «я же говорила», «вот так и всегда», «я все знал(а)», и уж тем более «ты мне теперь не сын (дочь)». А уж если вырвалось  в гневе – думайте, как сохранить отношения со своим ребенком.

Но это все об активном бунте. Есть другая разновидность – тихий бунт. Тут будет молчаливое игнорирование, убегания подальше, уход в компьютер или к друзьям. В таком случае также важно сохранять отношения. Ваш ребенок должен точно знать, что ему есть куда вернуться, его там ждут и любят в любом душевном состоянии. Речь не идет о зависимостях – алкогольной, игровой или употреблении наркотиков. Эти случаи обычно происходят, если ребенок не нашел принятия себя таким какой он есть и в более раннем возрасте. Хотя и в этих трудных случаях принятие своего ребенка таким ,какой он есть очень важно. Он точно должен знать, что его родители любят его и гордятся им.

В любом случае, нужно понимать, что подростковый возраст труден не только для родителей, но и мучителен для самого подростка. Он нуждается в поддержке и понимании не меньше чем раньше, а может и больше.

Родители должны отпустить своего ребенка в большой мир подготовленным к жизни, ответственным и умеющим принимать ответственные решения. Но этому нужно учиться и в 13 лет самое время уделить внимание этой жизненной науке.

Теперь об учебной мотивации

 

Так часто приходится слышать фразы — «мой сын (дочь) не хочет заниматься», «не делает уроков», «постоянно пропускает уроки – болеет», «учителя говорят, что он (она) умная, но ленивый» и другие фразы. Все это о том, что ребенок не имеет должных успехов в учебе, таких, каких требует уровень выбранной родителями школы, или самих родителей, которые считают, что учиться можно только на отлично, и 9 это плохая оценка, за которую дома нужно ругать.

Давайте разберемся – кому нужно, чтобы у ребенка было 12, а не 4 балла в табеле? Чье это стремление к хорошим оценкам? Вы, как родители, не будете любить своего ребенка, если он учится хуже дочери вашей милой коллеги? Или постоянные замечания в дневнике о плохом поведении сделает этого ребенка меньше вашим? Если эти вопросы помогли вам понять, что ваш ребенок не зависимо от оценок в школе, ваш, и потому самый хороший, то уже не зря потрачено время на написание этих вопросов автором статьи.

Понятно, что вы хотите своему ребенку самого хорошего будущего и от оценок в табеле зависит поступление в институт. Ведь часто родители дальше института не думают. Наивно полагая, что институт решит все проблемы ребенка и их собственные. О качестве высшего образования в Украине не будем вести разговор, оно такое как есть и стремительно к лучшему не изменится.

Сейчас об учебной мотивации. Ушли те времена, когда детей пугали «будешь дворником работать, если не будешь учиться». Да и вообще сейчас детей мало чем можно напугать, в 13 лет особенно, это до 11 лет проходит и то, потом много что придется исправлять в учебной мотивации после. Учебная мотивация, основанная на страхе, парализует волю и не приносит радости от познания. Учеба из-под палки – это не учеба, а издевательство над ребенком и его будущим.

Тут многие скажут, ну вот, что ж теперь в школу не ходить и не заставлять? Не получится, уважаемые родители, по Закону о семье Украины вы отвечаете за здоровье, воспитание и развитие своих чад. Ребенок не трава при дороге, вам нужно искать подходы и варианты решения. Вам нужно привить ребенку радость от познания, общения с интересными людьми, книг и прочее, прочее. Как это сделать?

«Хочу» и «могу»

Давайте посмотрим на квадранты мотивации и варианты решения существующих проблем. Выбираем характеристики «хочу» и «могу». «Хочу» — означает желание к учебе, «могу» — в наличии умений и навыков к реализации учебной деятельности.

В случае «хочу» и «могу» серьезных проблем обычно нет, иногда бывают спады, иногда бывают взлеты, но в целом родители не волнуются о качестве учебной деятельности. Они доверяют ребенку и принимают все как есть, ребенок нормально чувствует себя в школе и замечания со стороны учителей незначительны, если вообще они есть.

Квадранты соотношения мотивации и учебных умений и навыков

«Хочу» и «не могу»

В случае есть «хочу» учиться лучше, получать лучше оценки, при этом помним, что именно ребенок должен высказывать такие желания, а не учителя или родители. Тогда вы как родители должны обеспечить либо школу, где это «хочу» сможет наполниться «могу», либо найти репетитора, что поможет ребенку, научиться необходимому, чтобы «мочь» и адаптироваться к ситуации.

«Могу» и «не хочу»

Другой вариант, очевидно, что ребенок может, например, он прекрасно решал математику в другой школе, а тут почему-то не решает. Или дома делает, и вы точно знаете, что может. Но почему-то не хочет в школе. Тут нужно выяснять причину этого «не хочу».

Может быть, причина в вашей семье – например, развод родителей, смерть близких родственников или иные сложные семейные обстоятельства. Тогда нужно разобраться со своей жизнью самим взрослым, а уж потом ребенка дергать. Иногда в таких случаях репетитор может помочь – новый взрослый, которому можно доверять, лояльный, не имеющий предубеждений в отношении ребенка и семьи. Ребенок расширяет свой опыт общения с взрослыми и учится доверять. «Хочу» может и появиться.

В случае если очевидных проблем в семье нет, то выясняйте, что в школе. Иногда это отношения с одноклассниками, в подростковом возрасте особенно часто такое бывает. Или отношения с учителем или классным руководителем. Ищите причину в школе, в отношениях с кем- то. После того, как выяснили – не спешите рубить с плеча. Если проблема рассосется сама, она временная и приходящая, то оставьте ребенку возможность разобраться с этой проблемой самостоятельно. Если проблема глобальна и не может быть преодолена подростком в самостоятельно, то меняйте класс или школу. Хотя и все эти действия не должны быть опрометчивыми и резкими.

«Не хочу» и «не могу»

В случае, если вы столкнулись с «не могу» и «не хочу», то полная апатия и безнадега вполне могут посетить вас, но опускать руки не стоит. Хотя отчаяние действительно может вас посещать. Тут лучше проконсультироваться со специалистами – действительно ли «не может». Иногда «не может» субъективное восприятие конкретной школьной учительницы. А если есть медицинские показания «неврология», например, проконсультируйтесь с психологом и медиками, действительно ли «не может».

В любом случае вы выясните уровень, на котором ребенок может сейчас, и вы не будете требовать невозможного. Начинайте есть слона кусочками. Обучаются все без исключения люди, за исключением может тех, у кого диагностировано глубокое поражение коры головного мозга.

Ведь у вашего ребенка может быть, например, дислексия (нарушения письма и чтения), а это значительная преграда перед обучением в нашей школе, но при этом ребенок вполне обучаем – это его особенность и нужно искать таких учителей, что примут этого ребенка, таким как он есть, и будут его учить. Также история с гиперактивностью и многими другими особенностями.

Если с «не могу» разобрались, выясняйте почему «не хочу». Часто «не хочу» связано с «не могу» и при устранении недопонимания в области «не могу» решает проблему желания автоматически. Если нет, то обратитесь к пункту «не хочу» выше и найдите дополнительные причины и постарайтесь проработать их.

Таким образом, уважаемые мамы и папы подростков, наберитесь терпения и мудрости. Вы нужны своим детям. Чтобы они не делали и чтобы они не говорили. Оставайтесь рядом с ними, лучше чуть за спиной ребенка, чтобы ваш сын или дочь становились более уверенными в своих тылах и могли иди вперед и развиваться. Ведь вы этого хотите?

 

запись на консультацию