Школьные домашние задания. Зарисовка после консультации

2189

Моя работа предполагает консультирование родителей по поводу школьных ситуаций, часто обращаются замечательные родители, тревожащиеся за будущее своих чад. Вот одна из таких консультаций и мысли по поводу того, что происходит в обществе с образованием и воспитанием.В частности с выполнением домашних заданий.

В кабинет заходит мама и папа, за ними девочка – чудное создание с белыми кудряшками, легкая как мотылек и приклеенная к маме. Попытки посадить ее отдельно от мамы не приводят к успеху, девчушка опасливо смотрит сначала на меня, потом на маму, на всякий случай, улыбается. Немного усилий и общение с девочкой налаживается, она расслабляется и начинает говорить, рисовать, обосновывать и делать выводы. Параллельно идет разговор с родителями о том, что их волнует.

разделитель для текста

Дело в том, что озвученные вещи волнуют не только этих родителей, но множество других. Ребенок не делает домашних заданий самостоятельно, устраивает истерики, если не получается, ничего не хочет, может заниматься чем угодно, но только не домашними заданиями.

Мне трудно говорить об этом, но еще лет 10-15 назад ребенок, учащийся в пятом классе считался достаточно самостоятельным, и к маме при чужих людях не клеился, теперь эта картина наблюдается очень часто. Связь с родителями стала сильнее, одна сторона не отпускает, а другая — не хочет покидать теплого места. «Почему не делает домашних заданий сам?» спрашивает мама, «Почему устраивает истерики, если не получается?».

Начинаешь разговор и выясняется, что ребенок ходит в углубленную правильную серьезную школу (а там задают более чем, поскольку программа требует), посещает английский язык (2 раза в неделю), танцы (2 раза в неделю) и еще какой-нибудь кружок для развития мелкой моторики (ведь это так полезно для развития ребенка). Хорошие родители должны заниматься всесторонним развитием личности ребенка, они должны заниматься ребенком. Так твердит современная образовательная парадигма.

Последнее время меня начинает волновать такая ситуация, в этом «должны» теряются обязанности самого ребенка, его ответственность и понимание ситуации. Желания ребенка пропадают в стремлении родителей выполнить свой родительский долг. Жизненное пространство ребенка ограниченно расписанием, которое придумали, захотели и утвердили родители. Ребенок смотрит им в глаза и лишь пытается угадать, что они хотят и что ему нужно будет захотеть в следующий момент. Понятно, что истерика в такой ситуации – нормальный вариант для отдыха и передышки от неуемной энергии предков.

разделитель для текста

История про домашние задания – бич современной школы. Невыполнение домашних – это как первый сигнал о проблемах с ребенком для учителей и родителей, самое печальное, что единственный симптом рассматривается как конечный диагноз, т.е. всем кажется, что если их ребенок начнет выполнять, то жизнь его наладится и еще наладится жизнь всех, кто в этом участвует – учителей и родителей. Если сказать немного проще, то у всех проблем поубавиться и это хорошо, а что там с ребенком – дело такое, ведь на него теперь никто не жалуется.

Но как показывает практика, ребенок вдруг делать домашнее не станет , и пока не устранятся причины подобного поведения – не стоит ждать никаких изменений.

Причины невыполнения домашних заданий

могут скрываться в неумении ребенка принимать решения, выполнять их и нести за них ответственность, а, как следствие, и работать со своими проблемами самостоятельно. Это может быть связано с отсутствием подобного навыка , возможно выученная беспомощность – родители сами (!) научили чадо работать только под их неусыпным контролем и результат зависит от их одобрения или неодобрения.

Подобное поведение – если мама (или папа) рядом, то ребенок делает, если нет- то без домашнего идет в школу — очень часто встречается у заботливых родителей, весьма сильно переживающих о результатах обучения, их тревоги намного сильнее тревог самого малыша по этому поводу. Школьника в таком подходе более интересуют отношения с мамой и папой, а также совместная с ними деятельность. Ребенку важно, чтобы мама или папа были рядом с ним, а повод «домашние задания» — для этого весьма хорош, ведь хорошие родители точно не откажут и придут помогать.

Получается замкнутый круг – всем удобно и комфортно. Ребенок общается с родителями, родители правильно выполняют свой родительский долг – всем вроде бы как хорошо, только вот тяготить начинает весьма скоро. Потому что родители, кроме выполнения домашних, делают много чего еще, а времени на общение с ребенком без домашних заданий не остается.

Кроме этого учителя в школе давят на родителей, намекая, что это их святая обязанность — выполнять домашнее задание с ребенком. Хотя мне, как учителю, кажется это не самым бесспорным фактом. Выполнение домашних заданий или нет – лежит в плоскости отношений между учителем и учеником, а не в плоскости «родители-дети». Если учитель последователен в плане задавания домашнего и контроля его выполнения, если отношения с этим учителем у ребенка складываются, то проблем, скорее всего, не будет.

Ребенок найдет способы решить домашнее – и выбор этих способов за ним, а не за родителями или учителем. Мне приходилось слышать от детей мысль «Многие учителя не проверяют то, что задали. Им просто все равно, что у меня получилось или нет. Они вспомнят про домашку только, если я что-то сделаю не так, чтобы отругать».

разделитель для текста

Можно сказать, что в целом невыполнение домашних заданий и неиспользование их потенциала в учебно-воспитательном процессе – проблема именно школьная. Устранить ее можно специальным отношением учителя к этой процедуре, налаживанием справедливых отношений с учеником, выстраиванием последовательного поведения со стороны учителя. Помощь родителей нужна лишь эпизодически. Ведь действительно сложных заданий обычно не задают, а лишь те, что связаны с программными требованиями и обычно подобные задания разобраны в классе, а если не получается, то нужно прийти на следующий урок и задать вопрос учителю, который должен объяснить, ибо это его работа, а не святая обязанность папы или мамы.

Учителю не следует рассчитывать на помощь родителей в вопросе изложения материала, поскольку родители часто не имеют специальной методической подготовки. Особо рьяные, в выполнении своих обязанностей, родители перегибают палку настолько, что душевное равновесие ребенка нарушается порой на всю его жизнь и, поверьте, ни одно квадратное уравнение этого не стоит.

разделитель для текста

Вот, изложила почему так происходит и чего делать не надо, возникает вопрос, особенно у хороших заботливых родителей, что делать, как заставить (обычно именно это спрашивают после моих замечаний) ребенка выполнять домашнее.

Ответ может показаться странным – если вы делаете домашнее вместе – перестаньте сидеть с ребенком, отпустите его в свободное плавание, хотя бы в вопросе выполнения домашнего.

Испуг родителей очевиден, а как же он, хороший правильный родитель, который воспитывает «всесторонне развитую личность», ничего не будет делать?

разделитель для текста

Значит, вы не верите в своего ребенка, не верите, что он будучи 11 лет отроду справиться с домашними и последствиями их невыполнения. А это растит из вашего ребенка не «всесторонне развитую личность», а как минимум человека зависимого от суждений и постоянной помощи других, человека неспособного принимать решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не отклеивался от вас еще немного, а потом приклеился к более авторитетному лицу (не факт, что вам оно понравится), то сидите и делайте домашнее задание вместе с криками, истериками и обидами, ведь так привычнее.

А если вам хватит смелости прервать эту практику, будьте готовы к претензиям классного руководителя, учителей, падению успеваемости в целом, но это временно – если выдержите. Что делать с учителями и как с ними разговаривать – тема отдельного очерка, но ваши отношения с ребенком не стоят слез и обид по поводу невыполненного домашнего задания, ваши отношения намного более многогранны и интересны. Поверьте в ребенка – он сможет еще вас удивить и самостоятельностью, и зрелостью.

Что касается чудной девчушки из консультации – не знаю, хватило ли смелости ее родителям отпустить узду, дать ей свободу, но очень хотелось бы верить, что ради своего ребенка они пошли на это

запись на консультацию